Евгений Афанасьев. Родился в Москве в семье сварщика и крановщицы. Нигде не учился живописи. Вернее пытался поступить, но не был принят. Это практически закономерность. Когда дети так называемых простых людей хотят преодолеть некие барьеры, необходимы невероятные усилия, чтобы вписаться в чужую социальную среду. Среда выталкивает подобных. Вернее даже не сама среда, а те, кто в ней сумел застолбить "кресло".
Люди в креслах принимают решения, выносят вердикт - быть или не быть, например, Евгению Афанасьеву - сыну крановщицы и сварщика - профессиональным художником. "Человеку в кресле" талант представляется чем-то общепринятым: академические линии, желательно - уже с малолетства школа, а еще более желательно - порода. Отклонения просто не воспринимаются всерьез.
Афанасьев - вопиющее оклонение. Уже само то, что он, увлекшись рисованием после армии (даже не в раннем детстве !) , сумел преодолеть насмешки родных, несерьезное отношение к себе различных "мэтров" и к 40-ка годам его недолгой жизни стать настоящим художником, говорит о нем, как о "блаженном безумце", об избраннике божьем.
В России художник - больше чем художник... В России - это Выбор.

Мне вспоминается рассказ Жени, как он в детстве шел по улице Профсоюзной и нес из Дворца пионеров модель кораблика. Навстречу к нему подошло быдло в облике человеческом. Это быдло именно тогда в детстве и обьяснило Жене что, кто и каким образом в этой жизни добивается приоритетов. Ну вы понимаете - пьяный Орангутан и цыпленок, сломаная моделька корабля, разбитый нос, фингал под глазом и не понятно - за что. Просто светило солнце и шел пионер по Профсоюзной...
Женя не воспринимал насилие в любой форме, но в юности занимался карате. Наверное решил, что клеить модельки, когда по улицам бродят монстры - не серьезно.
Он не сразу стал художником. Он созрел для этого сам. Он отслужил в армии на севере, поплавал в Охотском море, на Балтике. Потом он за рюмкой водки часто вспоминал ледяные канаты, лиловые руки матросов примерзшие к этим канатам и палубу,скользкую, как каток в Парке им.Горького и волны - метровые, страшные - всю эту неуправляемую стихию...
Кто его знает, может эта стихия разбудила в нем желание творить, а может просто время пришло... Он вернулся домой из армии и стал рисовать... Он даже стал думать иначе... Сын сварщика и крановщицы - аристократ духа... Для его семьи, пожалуй, слишком круто - человек, занимающийся чем-то смешным, несерьезным - урод какой-то... Но урод доказал своей семье, что он - не урод, что он другой, что он - художник... И это было не легко...
Сколько их таких - сынов народных. Чужие среди своих... Недоучки... Самородки... Они доказывают свое право творить - и родне, и даже себе самому, и каким-то дядькам с тетками - кому только не доказывают... И наверное оттого и ведут себя иногда ужасно...
Он был добрым, но пил, конечно...
Однажды он влюбился. Он купил себе белую фетровую шляпу. Он ходил по городу в ней... Длинный, как шланг в этой широкополой белой шляпе. Он смотрелся в ней изящно. Он штурмовал в этой шляпе Винные магазины. Его любил народ. Почему-то всегда пропускали без очереди. Он был разный... Он был и слабым и сильным,он был жутко ранимым и жутко одиноким... Он был создан для своих холстов, красок. Он всегда знал, что он - художник... Он женился и выбросил белую шляпу... И даже бросил пить...
Когда-то в веселой компании молодая полная, немного развратная женщина, крестьянка по происхождению, за рюмкой водки - ему пьяному объясняла - ну посмотри на себя, ну какой ты художник... А он, ей, подняв остекленевшие глаза, которые на то мгновение стали вдруг трезвыми сказал: "Я - Мастер..." Он знал - она не видела его картин, она была не виновата в своем не знании... Он не обиделся на нее, а мы с тех пор стали называть его Мастером и это к нему приклеилось. Позже Мастер подарил той женщине на день рождения совершенно бесподобный натюрморт - там были изображены рыба, хлеб, зеленый лук, еще что-то. И все это было, естественно, мастерски нарисовано... Он доказал ей - простой деревенской доброй дуре, что он - мастер...
Да... Мы его всегда называли Мастером... Мастер очень много читал. Читал Ницше, Платона, Шпенглера,Соловьева,Карамзина и т. д., и еще какие-то невероятно сложные книги по искусству, огромное колличество самой высококачественной прозы, стихов... У него были энциклопедические знания. С ним было интересно. У него была большая библиотека. Он никогда не жалел денег на книги, на краски , на холсты, хотя не был богатым. Он был дворником... Сколько его ни помню. Хотя умел ремонтировать пишущие машинки и когда-то это кормило его. Но все же Мастер - типичный представитель "поколения дворников и сторожей..."
Однажды он сказал, что мог бы преподавать в школе историю... Он умел хорошо и понятно объяснять самые сложные вещи... Да, он бы смог...
Женя был замкнутым человеком, как все талантливые люди не умел существовать в тусовке. Ему нужно было много думать, много читать, много рисовать... Люди отнимают Тебя у Тебя же. Вряд ли такие самоуглубленные люди легко добиваются так называемого признания. Необходимо умение создавать себе рекламу, необходимы наглость, напор, куча связей и друзей, наконец. Мастер будучи типичным интровертом был обречен на неудачу в светской жизни... Он был глубоководной рыбой... Такие в мелкой, суетливой речке нашей жизни или погибают или, если повезет, создают свой личный водоем...
В последние года три-четыре Мастер бесконечно страдал... Все у него как-то разладилось. Жена его бросила, мир стал равнодушен к его изысканиям. Хотя он - мир - всегда был равнодушен к ним... Просто на волне небольшого, но все-таки хоть какого успеха Мастер этого как-то не замечал... Да, его приняли в члены ЮНЕСКО, какой-то официальный комитет признал его художником, он регулярно выставлял свои работы с группой коллег"Озарение", у него покупали картины - не часто, но покупали. Известный футболист Федор Черенков купил у него одну работу. Женя, помнится, этим гордился... Женя - художник философ... Каждая его картина имеет смысл, очень глубокий...
В середине 90-х многим художникам стало хреново. Прошел интерес к искусству... Мир "завял" на попсе, на бизнесе, на шоу... Философов просто уже не замечали... Давно...У Жени, как и у многих в то время, началась депрессия... Он опять стал выпивать... Редко, но метко... Он чувствовал, что ему не хватает сил... Он задыхался и винил во всем только себя... Мне он рассказывал, что поверил в то, что существует потусторонний мир... Он всегда был реалистом... Он - почему-то, веря в бога - не верил в реального дьявола... А тут он увидел в своих видениях образ демонический и стал часто повторять, что хочет исчезнуть, что устал жить...
Возможно это был всего лишь творческий перелом, прыжок в бездну перед новым витком его творчества. Очень мрачными были последние картины. Серо-черные тона, разрушенные храмы, скалы, холодные мертвые статуи. Разочарование и боль... Гибель его вселенной, его философии... Наверное он бы справился...
Катарсис оказался другим. Это - Смерть. Его немногочисленные друзья, коллеги пришли к одному выводу - Женя погиб, как мученик. Все произошло в дни Великого праздника Христова Воскресения в 1999 году...
Л.Пятницкая, искусствовед, хорошо знавшая творчество Евгения Афанасьева в одном итервью выразилась очень точно, что это бесы забили Женю до смерти... Его нашли в подьезде соседнего дома с пробитой головой. Кто его так? Отморозки? А он всего лишь вышел купить сигарет... Вечером...
В заключение к этому мне хотелось бы вернуться к теме самородков, народных талантов к их судьбе, когда их никто и ничто не поддерживает... Мне кажется, что не только мир, в силу их неприспособленности и наивности, губит их но они и сами помогают погубить себя миру... Поскольку зло - и в мире и в нас самих, и оно лишь представляется нам в виде чего-то - какого-то демонического существа или недоброжелателя или исторической причины...
Бывает так, что от судьбы не уйдешь... Женя - не ушел. Но никто не должен отчаиваться, потому что судьбу иногда можно изменить, во всяком случае постараться э т о сделать в силах человека... И даже на краю пропасти имеет смысл принять решение... И, если уйти от судьбы уже нельзя, по крайней мере всегда можно попробовать красиво умереть - в смысле - умереть человеком, которого вспомнят с благодарностью...
Евгений Афанасьев... Мастер... Умер красиво... Он оставил после себя картины... Талантливые...Он вполне мог бы оставить после себя только кучу бутылок из под водки, какую-нибудь загубленную женскую жизнь, старые штаны да ботинки, мог бы конечно оставить и дом в Париже - если бы имел талант грабить банки, а если бы умел консервировать - глядишь оставил бы с десяток банок засоленных помидоров или огурцов.
Ну что там оставляет после себя человек, умирая?

Евгений Афанасьев, 1957 года рождения, художник, философ, Мастер...
Покинул планету Земля в 1999году...